• Главная
  • Документы
  • Методические рекомендации по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательной организации

Методические рекомендации по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательной организации

 I.Общие положения

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций в целях развития системы промежуточной аттестации на уровнях начального, основного и среднего общего образования в интересах обучающихся, приведения порядка, форм и содержания внутришкольного мониторинга в соответствие с Федеральным законодательством в области образования.

Рекомендации составлены на основе положений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

II.Нормативные основания организации и проведения промежуточной аттестации

2.1. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 28);

2.2. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 58).

2.3. Результаты промежуточной аттестации обучающихся отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

2.4. Образовательная организация обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений, в том числе и для детей, выбравших форму семейного образования. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 17).

III.Обеспечение возможности выбора форм, содержания и порядка проведения промежуточной аттестации

3.1.Образовательная организация гарантирует выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) форм, содержания и порядка проведения промежуточной аттестации. Реализация возможности выбора осуществляется с привлечением механизмов государственно-общественного управления (решения Управляющего совета), педагогического совета. Решение об условиях проведения промежуточной аттестации утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.

3.2.В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 58).

3.3.Промежуточная аттестация может проводиться с целью исследования результатов освоения образовательной программы по итогам образовательной деятельности в освоении темы, образовательного модуля, раздела рабочей программы по предмету, может соответствовать завершению обучения в период четверти, полугодия, семестра или учебного года.

IV.Особенности организации промежуточной аттестация на уровнях основного и среднего общего образования

4.1. Обучающиеся, демонстрирующие высокие достижения в области спорта, искусства, художественного и музыкального творчества, посещающие профильные учреждения системы дополнительного образования, организации культуры и спорта, имеют возможность прохождения промежуточной аттестации на основе оценок, вносимых организациями, в которых обучающиеся посещают занятия по указанным направлениям.

4.2. Образовательная организация обеспечивает обучающимся в заочной и очно-заочной форме условия для дистанционного участия в промежуточной аттестации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

4.3. Промежуточная аттестация по различным предметам может быть организована в форме презентации проектов, связанных с освоением научной и культурно-образовательной среды города, исследований проводимых на основе ресурсов библиотечного и музейного фонда, объектов культурного наследия, городских предприятий и т.д.

V.Академическая задолженность

5.1. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 58)

5.2. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

5.3. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося.

5.4. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

5.5. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

5.6. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

5.7. Обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

VI.Основные формы проведения промежуточной аттестации

6.1.Основными методами текущего контроля являются письменный, устный, практический, комбинированный контроль. К основным формам промежуточной аттестации на уровнях начального, основного общего и среднего общего образования относятся:

Метод письменного контроля:

  1. Тестирование (в том числе онлайн-тестирование).
  2. Эссе.
  3. Письменная контрольная работа.
  4. Диктант словарный.
  5. Диктант математический.
  6. Диктант с грамматическим заданием.
  7. Изложение.
  8. Сочинение.
  9. Реферат.
  10.  Контрольное списывание.
  11.  Личное письмо. 
  12.  Поздравление.
  13. Чтение.
  14. Аудирование.
  15. Доклад.
  16. Коллоквиум.
  17. Устная речь. Диалог. Монолог.
  18. Практическая работа.
  19. Лабораторная работа.
  20. Зачет.
  21. Самостоятельная работа.
  22. Учебный проект или учебное исследование.

Метод устного контроля:

Метод практического контроля:

Метод комбинированного контроля:

Иные формы проведения промежуточной аттестации по выбору образовательной организации.

6.2. В качестве результатов промежуточной аттестации могут учитываться результаты участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места), в творческих конкурсах, фестивалях, городских образовательных и социальных проектах, разработка и презентация проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.

Обучающиеся, демонстрирующие стабильно высокие образовательные результаты в освоении предмета, имеют возможность не проходить промежуточную аттестацию (по итогам освоения темы или образовательного модуля) и могут быть аттестованы на основе текущих отметок, но не освобождаются от прохождения промежуточной аттестации по итогам четверти, полугодия или триместра.

6.3. Промежуточная аттестация может проводиться в иных формах по выбору образовательной организации или решению Учредителя образовательной организации.

VII.Особенности организации промежуточной аттестация на уровнях основного и среднего общего образования

7.1. Обучающиеся, демонстрирующие высокие достижения в области спорта, искусства, художественного и музыкального творчества, посещающие профильные учреждения системы дополнительного образования, организации культуры и спорта, имеют возможность прохождения промежуточной аттестации на основе оценок, вносимых организациями, в которых обучающиеся посещают занятия по указанным направлениям.

7.2. Образовательная организация обеспечивает обучающимся в заочной и очно-заочной форме условия для дистанционного участия в промежуточной аттестации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

7.3. Промежуточная аттестация по различным предметам может быть организована в форме презентации проектов, связанных с освоением научной и культурно-образовательной среды города, исследований проводимых на основе ресурсов библиотечного и музейного фонда, объектов культурного наследия, городских предприятий и т.д.

Промежуточная аттестация. Приложение.docx