Положение о проведении промежуточной аттестации и текущего контроля

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные направления и цели оценочной деятельности, объект, содержание и систему оценок знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся на уровне начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, включает в себя описание критериев, процедур и состав инструментария оценивания, определяет условия и границы применения системы оценки, а также периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.

2. Нормативные основания

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

- Письмо Минобразования РФ от 03.06.2003 N 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией".

- Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

- Устав образовательной организации.

3. Основные понятия

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

Основа объективной оценки - образовательные стандарты (ФГОС НОО, ООО, СОО) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Промежуточная аттестация – процедура установления уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных  образовательной программой, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.(33, 9)

Четвертная (триместровая) промежуточная аттестация – процедура промежуточной аттестации по итогам четверти (триместра), которая может быть реализована в формах, определенных образовательной программой.

Годовая промежуточная аттестация - процедура промежуточной аттестации по итогам учебного года (предметного курса), которая может быть реализована в формах, определенных образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости учащихся – систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом №273-ФЗ.

Государственная итоговая аттестация – аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

Академическая задолженность - Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Шкала фиксации результатов (шкала оценивания) – система измерения, хранения и отображения результатов освоения образовательной программы.

N-бальная система -  система измерения образовательных достижений учащихся по предмету от 1 (минимального значения) до N (максимального значения).

A-F-бальная система (буквенная) – система измерения образовательных достижений учащихся по предмету от A (максимальное значение) до F (минимальное значение).

Символьная система - система измерения образовательных достижений учащихся по предмету в виде символов (геометрических, графических, пиктограмм и пр.)

Безотметочная система – система измерения образовательных достижений учащихся по набору критериев, минимальный набор которых состоит из «Самооценка», «Оценка знаний», «Оценка умений и компетенций».

Универсальная система оценивания – система хранения результатов различных оценочных шкал в единой шкале от 1 до 100; множителями, соответствующими шагу оценочной шкалы; системе перевода из 100-бальных значений в 5-балльные.

4. Основные направления и цели оценочной деятельности

4.1. Оценочная деятельность включает в себя оценку результатов освоения основной образовательной программы: предметных (оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам) и метапредметных (освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия).

4.2. Образовательная организация гарантирует выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) форм, содержания и порядка проведения промежуточной аттестации. Реализация возможности выбора осуществляется с привлечением механизмов государственно-общественного управления (решения Управляющего совета), педагогического совета. Решение об условиях проведения промежуточной аттестации утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.

4.3. Промежуточная аттестация может проводиться с целью исследования результатов освоения образовательной программы по итогам образовательной деятельности в освоении темы, образовательного модуля, раздела рабочей программы по предмету, может соответствовать завершению обучения в период четверти, полугодия, семестра или учебного года.

4.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 58)

4.5. К целям оценочной деятельности в рамках осуществления текущего контроля успеваемости учащихся относятся:

- развитие у учащегося умения  самостоятельно полагать и оценивать  результат своих действий.

- проведение оценки работы учащихся педагогическим работником с целью возможного совершенствования  образовательного процесса;

- контроль уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;

-  оценка соответствия результатов освоения образовательных программ  требованиям ФГОС;

4.6. К целям оценочной деятельности в рамках осуществления промежуточной аттестации учащихся относятся:

- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;

- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

5.1. Описание организации и содержания промежуточной аттестации и текущего контроля  обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности представлено в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации

5.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

1)  определять  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, как основы для оценки деятельности образовательной организации.

5.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право  знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

5.4. Обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Объект и содержание оценки

6.1. Основой объективной оценки соответствия подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности установленным требованиям являются Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

6.2. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим оценке качества освоения основной образовательной программы, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
  • Тестирование (в том числе онлайн-тестирование);
  • Эссе;
  • Письменная контрольная работа;
  • Диктант словарный;
  • Диктант математический;
  • Диктант с грамматическим заданием;
  • Изложение;
  • Сочинение;
  • Реферат;
  •  Контрольное списывание;
  •  Личное письмо;
  •  Поздравление.
  • Чтение;
  • Аудирование;
  • Доклад;
  • Коллоквиум;
  • Устная речь. Диалог. Монолог.
  • Практическая работа;
  • Лабораторная работа.
  • Зачет;
  • Самостоятельная работа;
  • Учебный проект или учебное исследование.
  • переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану;
  • переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • оставляются на повторное обучение.
  • Условный перевод в следующий класс.
  • Совершенствование системы текущего контроля успеваемости учащихся.
  • Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану.
  • Перевод на очно-заочную или заочную форму обучения.
  • Создание специальных условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным общеобразовательным программ.
  • Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  на обучение по адаптированным образовательным программам.
  • Организация освоения основных общеобразовательных программ на дому обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами.

6.3. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

6.4. Результаты промежуточной аттестации обучающихся отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы.

7. Проведение промежуточной аттестации и текущего контроля для лиц, получающих образование в форме семейного образования и самообразования

7.1. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

7.2. Основанием приема на обучение в организацию для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7.3. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.

8. Формы представления результатов в рамках промежуточной аттестации и текущего контроля

8.1. Письменные формы:

8.2. Устные формы:

8.3. Практические формы:

8.4. Комбинированные формы

8.5. В качестве результатов промежуточной аттестации могут учитываться результаты участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места), в творческих конкурсах, фестивалях, городских образовательных и социальных проектах, разработка и презентация проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.

8.6. Обучающиеся, демонстрирующие стабильно высокие образовательные результаты в освоении предмета, имеют возможность не проходить промежуточную аттестацию (по итогам освоения темы или образовательного модуля) и могут быть аттестованы на основе текущих отметок, но не освобождаются от прохождения промежуточной аттестации по итогам четверти, полугодия или триместра.

8.7. Промежуточная аттестация может проводиться в иных формах по выбору образовательной организации.

9. Периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

9.1. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения».

9.2. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

9.3. Образовательная организация обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений, в том числе и для детей, выбравших форму семейного образования. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

10. Условия, границы применения системы оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания

10.1. Примеры описания условий и границ применения системы оценки представлены в таблицах 1 – 3 и в приложении 1.

Таблица 1. Уровень начального общего образования

Предмет

Форма

Наименование шкалы

Интервалы перевода в 5-балльную систему (шкала перевода баллов в отметку)

Русский язык

(2-4 классы)

Диктант

- 100-балльная система

- 4-балльная система

Отметка «5»: набрано 100-89 баллов. Диапазон ошибок: 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка), 1/1 (неточность, если отсутствует знак препинания в конце предложения, но следующее предложение написано с большой буквы).

Отметка «4»: набрано 90-69 баллов. Диапазон ошибок: 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные).

Отметка «3»: набрано 70-50 баллов. Диапазон ошибок: 3/0, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2, 5/0,5/1, 5/2.

Отметка «2»: набрано менее 50 баллов. Диапазон ошибок: более 5 орфографических/более 3 пунктуационных.

Таблица 2. Уровень основного общего образования

Предмет

Форма

Наименование шкалы

Интервалы перевода в 5-балльную систему (шкала перевода баллов в отметку)

Русский язык

(5-9 классы)

Тестирование

- 100-балльная система

- 4-балльная система

Отметка «5»: набрано 100-90 баллов.

Отметка «4»: набрано 89-70 баллов.

Отметка «3»: набрано 69-55 баллов.

Отметка «2»: набрано  менее 55 баллов. Оценивание может проводиться с помощью % выражения количества правильно выполненных заданий и перевода в отметку.

Таблица 3. Уровень среднего общего образования

Предмет

Форма

Наименование шкалы

Интервалы перевода в 5-балльную систему (шкала перевода баллов в отметку)

Русский язык (10-11 классы)

Учебный проект

- 100-балльная система

- 5-балльная система

100-90 баллов. Соответствует отметке «5». Выбранная тема актуальна и носит проблемный характер. Проблема рассмотрена глубоко и разносторонне.

Видна высокая степень самостоятельности при реализации проекта. Методы реализации проекта соответствуют поставленным задачам. В исследовании верно используются ключевые понятия и терминология. Интегрируются знания из различных образовательных областей. Результаты проекта эстетично и грамотно оформлены. Выводы убедительны и доказательны. В презентации результатов уместно применяются мультимедийные технологии. Учащийся точно и лаконично отвечает на вопросы в ходе презентации.

89-70 баллов. Соответствует отметке «4». Выбранная тема актуальна и носит проблемный характер. Проблема рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне. В целом видна самостоятельность при реализации проекта. Методы реализации проекта в целом соответствуют поставленным задачам. В исследовании верно используются ключевые понятия и терминология. Результаты проекта эстетично и грамотно оформлены. Выводы в целом убедительны и соответствуют поставленным задачам. В презентации результатов применяются мультимедийные технологии. Учащийся по существу отвечает на вопросы в ходе презентации.

69-50 баллов. Соответствует отметке «3». Выбранная тема в целом актуальна, но заявленная проблема рассмотрена недостаточно глубоко или вызывает сомнения степень самостоятельности при реализации проекта. Методы реализации проекта не всегда соответствуют поставленным задачам. В исследовании верно используются ключевые понятия и терминология. Результаты проекта эстетично, но не всегда грамотно оформлены. Выводы в целом соответствуют поставленным задачам. В презентации мультимедийные технологии не применяются или применяются не всегда уместно. Учащийся затрудняется при ответе на вопросы в ходе презентации.

49-30 баллов. Соответствует отметке «2». Выбранная тема в целом актуальна, но заявленная проблема рассмотрена неглубоко. Степень самостоятельности при реализации проекта низкая. Методы реализации проекта не всегда соответствуют поставленным задачам. В исследовании не всегда верно используются ключевые понятия и терминология. Результаты проекта оформлены недостаточно грамотно. Выводы не всегда соответствуют поставленным задачам. В презентации мультимедийные технологии не применяются или применяются неуместно. Учащийся испытывает серьезные затруднения при ответе на вопросы в ходе презентации.

29 баллов и ниже. Соответствует отметке «1». Выбранная тема недостаточно актуальна. Заявленная проблема рассмотрена неглубоко. Степень самостоятельности при реализации проекта низкая. Методы реализации проекта не соответствуют поставленным задачам. В исследовании неверно используются ключевые понятия и терминология. Результаты проекта оформлены неграмотно или не оформлены. Выводы не соответствуют поставленным задачам. В презентации мультимедийные технологии не применяются или применяются неуместно. Учащийся не может ответить на вопросы в ходе презентации.

11. Академическая задолженность

11.1. В соответствии с частью 2 статьи 58 ФЗ № 273 следствием неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам общеобразовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин является академическая задолженность, которую обучающиеся обязаны ликвидировать для перевода в следующий класс.

11.2. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

11.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

11.4. Сроки прохождения повторной промежуточной аттестации и состав комиссии определяет образовательная организация.

11.5. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11.6. Согласно части 9 статьи 58 ФЗ № 273 обучающиеся по программам начального, основного, среднего (полного) общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

11.7. Выбор условий получения образования учащимися, не ликвидировавшими академическую задолженность, является компетенцией родителей (законных представителей) обучающихся. Образовательная организация не осуществляет указанный выбор без учета мнения родителей (законных представителей) обучающихся.

11.8. С целью исключения повторного обучения образовательная организация может создавать следующие условия для получения образования учащимися, не ликвидировавшими в установленные сроки академическую задолженность:

  • Условный перевод в следующий класс.
  • Совершенствование системы текущего контроля успеваемости учащихся.
  • Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану.
  • Перевод на очно-заочную или заочную форму обучения.
  • Создание специальных условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным общеобразовательным программ.
  • Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  на обучение по адаптированным образовательным программам.
  • Организация освоения основных общеобразовательных программ на дому обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА: Проект Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле